Прежде чем перейти к процессу регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо понимать, что данный термин из себя представляет.
Итак, индивидуальный предприниматель (далее ИП) — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Т. е., в отличие от юридического лица, которое может быть создано как одним физическим лицом, так и несколькими физическими лицами и которое имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, ИП — это, прежде всего, физическое лицо, которое после регистрации приобретает статус индивидуального предпринимателя и отвечает по долгам и обязательствам перед кредиторами и контрагентами всем своим личным имуществом.
Как зарегистрировать ИП в 2023 году, какие документы подготовить и куда обращаться, расскажем в настоящей статье
Что важно знать о регистрации ИП
Начинающему бизнесмену необходимо учитывать определенные нюансы при открытии ИП. Так, для некоторых претендентов установлены специальные ограничения по ведению бизнеса, например, для государственных служащих и военных. Если зарегистрировать ИП, то начать и вести бизнес проще, чем при регистрации юридического лица (ООО).
Порядок регистрации ИП в 2023 году
Для регистрации ИП понадобится выполнить минимум действий:
- собрать и предоставить документы для открытия бизнеса;
- заплатить в разы меньшую госпошлину.
При этом не нужно формировать уставной капитал, организовывать собрания участников и оформлять протоколы, чтобы принять важные управленческие решения. Закон не обязывает индивидуальных предпринимателей учитывать доходы и расходы, а также придерживаться строгого порядка распоряжения выручкой.
Теперь, когда мы определили понятие ИП и его основные отличия от юридического лица, можем приступить непосредственно к процессу регистрации и определению основных шагов, предшествующих ему. Сам по себе процесс регистрации ИП не сложный, но он, как и любые регистрационные действия, требует серьезного подхода.
Как стать индивидуальным предпринимателем. Пошаговая инструкция
Этапы регистрации ИП
Выбрать вид деятельности
Вначале будущему ИП необходимо определиться с видами деятельности. Посмотреть актуальный список кодов ОКВЭД можно в специальном классификаторе (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Но вместе с тем необходимо быть внимательным, т. к. некоторые виды деятельности требуют получения специального разрешения — лицензии. Если в ходе ведения бизнеса возникнет необходимость, можно всегда добавить или исключить виды деятельности, подав специальную форму.
Выбрать систему налогообложения
Вторым шагом следует выбрать систему налогообложения. Чаще всего самый выгодный режим для индивидуального предпринимателя — упрощенная система налогообложения (УСН):
- 6 % с прибыли (за вычетом расходов)
- или 15 % с выручки.
Также можно вести бизнес на общей или патентной системе, ЕНВД или ЕСХН.
Подать заявление о переходе на УСН и другие режимы, отличные от ОСН, можно при подаче документов на регистрацию либо в течение 30 дней после регистрации в качестве ИП.
Подготовить необходимый комплект документов для регистрации ИП
После того как вы определились с планируемыми видами деятельности, можно переходить к третьему шагу — подготовке необходимого комплекта документов для регистрации.
Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме Р21001;
- копия основного документа физического лица;
- квитанция об оплате государственной пошлины (за исключением предусмотренных законом случаев);
- заявление о переходе на УСН (при необходимости) — 2 экземпляра.
- Заявление по форме Р21001 заполняется строго в соответствии со специальными требованиями. Обратите внимание, что ошибки при заполнении заявления на регистрацию могут привести к отказу в регистрации. В этом случае необходимо будет заново подготовить комплект документов ИП и оплатить пошлину.
Как и куда обращаться?
В завершение пошаговой инструкции необходимо определиться со способом подачи документов. При этом надо понимать, что документы необходимые для регистрации ИП можно подать разными способами, из которых каждый имеет свои особенности. Так, с 01.01.2019 г. при подаче документов по ЭЦП (в том числе при регистрации ИП через нотариуса) или через многофункциональный центр государственную пошлину в размере 800 руб. оплачивать не требуется, а в случае подачи документов лично подпись в заявлении на регистрацию ставится при инспекторе в ФНС.
На данный момент, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», документы в регистрирующий орган можно подать следующими способами:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- представить непосредственно либо через доверенное лицо по нотариальной доверенности;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
- в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).
Наряду с этим важно учесть, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Посмотреть, какой орган осуществляет регистрацию индивидуальных предпринимателей, можно на сайте ФНС. Например, тем, кто прописан в Москве, для создания ИП следует подавать документы в Межрайонную налоговую инспекцию № 46.
Срок оформления ИП составляет 3 рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган.
Официальное подтверждение создания ИП
В случае успешной регистрации ИФНС направляет документы на e-mail заявителя в электронном виде. В комплект документов входит:
- лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), если оно не было получено ранее.
Получить документы на бумаге можно только по запросу заявителя в ИФНС.
Следующий шаг после завершения регистрации — постановка на учет в социальных фондах: в ПФР и, если ИП нанимает персонал, то дополнительно в ФСС. Оформлять печать или открывать банковский счет индивидуальные предприниматели вправе, исходя только из личных интересов и целей бизнеса.
Юристы компании «Базальт» готовы сопровождать открытие и регистрацию ООО, НКО, АО, ИП, филиала или представительства фирмы (компании), обособленного подразделения, юридического лица. Всегда на связи по ☎ +7 (495) 125-39-28 или адресу г. Москва, ул. Щербаковская, д. 3, этаж 9, офис 909
Изображение на превью stock.adobe.com