Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может любой дееспособный человек. Однако многие граждане считают, что данный процесс отнимает слишком много времени и сил. Далее в статье поговорим о том, как осуществляется регистрация ИП, а также предоставим подробную инструкцию и алгоритм действий будущего предпринимателя.
Кто может зарегистрироваться в качестве ИП
Индивидуальным предпринимателем может стать любое лицо, достигшее совершеннолетия. Граждане возрастом от 14 до 18 лет также могут оформить статус ИП, однако в данном случае им необходимо заручиться нотариально заверенным согласием законных представителей (родителей, опекунов или попечителей).
Зарегистрироваться в качестве ИП также могут иностранные граждане, имеющие временную регистрацию или прописку на территории РФ, и лица без гражданства, женщины в декретном отпуске, пенсионеры, учредители ООО и официально трудоустроенные граждане, не работающие на государственной службе. Иными словами, законодательство РФ предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью практически всем категориям граждан.
Регистрация ИП: с чего начать
Первое, что должен сделать будущий предприниматель — выбрать код вида деятельности по ОКВЭД.
Выбранные коды указываются в заявлении на регистрацию. В лист заявления формы Р21001 разрешается вносить не более 69 кодов ОКВЭД. Если же предпринимателю недостаточно данного объема, он имеет право заполнить дополнительные листы заявления. Здесь важно понимать, что указание большого количества дополнительных кодов не обязывает предпринимателя осуществлять свою деятельность по всем из них. Главное, чтобы рабочий процесс ведения бизнеса был неразрывно связан с кодом ОКВЭД, выбранным в качестве основного.
Пошаговая инструкция
Следующий шаг — заполнение заявления на регистрацию. Через сервис ФНС подать заявление. Однако для идентификации личности будущему предпринимателю все равно в дальнейшем придется навестить соответствующий регистрационный орган.
Важно также учесть, что с 2019 года предприниматели, направившие заявление и документы на регистрацию через сервис Федеральной налоговой службы или через сайт Госуслуг, освобождаются от уплаты госпошлины. Данное право им предоставлено ст. 333.35 НК РФ. Однако воспользоваться им могут только те граждане, которые оформили усиленную квалифицированную электронную подпись. Госпошлина также не взимается при подаче бумажных документов через МФЦ, которые заключили с ИФНС соглашение об электронном документообороте.
Что дальше?
После уплаты госпошлины гражданину необходимо перейти к выбору оптимальной системы налогообложения. В идеале данный процесс нужно обсуждать с юристом или квалифицированным бухгалтером, так как неправильно выбранная система влечет за собой увеличение расходов, связанных с уплатой налогов. Соответственно, прибыль индивидуального предпринимателя не будет соответствовать первоначальным ожиданиям.
Наиболее популярной среди начинающих ИП является упрощенная система налогообложения. УСН работает в двух вариантах:
- «Доходы» — вариант предполагает уплату единого налога в размере 6% от доходов.
- «Доходы минус расходы» подразумевает под собой уплату 15% от разницы между доходами и расходами.
Во втором случае годовой доход предпринимателя не должен превышать 150 млн рублей.
ИП также может выбрать общую систему налогообложения. Именно данная система применяется по умолчанию сразу после регистрации ИП. Если предприниматель решит перейти на «упрощенку», ему необходимо в течение 30 дней с момента регистрации подать в налоговый орган соответствующие документы и заявление.
Какие документы необходимо предоставить?
Регистрация в качестве ИП осуществляется по месту регистрации будущего предпринимателя. К заявлению на регистрацию нужно предоставить следующие документы:
- копии всех страниц паспорта;
- квитанция об уплате госпошлины.
Сроки регистрации ИП
Заявление на регистрацию рассматривается в течение трех рабочих дней. Важно учесть, что с 1 января 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся. Более того, бумажные оригиналы документов, подтверждающих факт регистрации ИП, тоже не выдаются на руки предпринимателю. С 29 апреля 2018 года данные документы доступны исключительно в электронном формате, которые налоговая инспекция направляет налогоплательщику на e-mail.
Сколько времени занимает регистрация ИП?
Если обратиться к специалистам, то процесс подготовки документов по регистрации индивидуального предпринимателя занимает по времени один рабочий день. Если проводить процедуру самостоятельно, то можно потратить много времени и нервов так и не добившись успеха. Чтобы минимизировать сроки прохождения регистрации ИП — обращайтесь к специалистам юридической компании «Базальт» в Москве.
Причины отказа
Ошибки в заполнении заявления и неполный пакет документов — основные причины отказа. Однако налоговая служба вправе отказать предпринимателю и по другим причинам:
- заявитель признан недееспособным;
- отсутствует разрешение от законных представителей (актуально для лиц от 14 до 18 лет);
- физическое лицо было признано банкротом;
- суд наложил запрет на осуществление предпринимательской деятельности в отношении заявителя.
Необходимо помнить, что отказ в регистрации не лишает физическое лицо права повторной подачи заявления.
Изображение на превью stock.adobe.com